Дизайнеры тихонечко вздыхают и закатывают глаза, когда слышат от клиента просьбу сделать им «лого по Фэн Шуй», в Интернете можно найти предложения от консультантов Фэн Шуй, предлагающих услуги по разработке фирменного стиля компании. Имеет ли Фэн Шуй отношение к созданию логотипа и названия компании? И да, и нет.
Сначала стоит разобраться, что такое Фэн Шуй. (Прежде, чем хмыкать, мол «знаем», дочитайте до конца этот абзац). Серьезному консультанту употреблять это слово небезопасно – у нас Фэн Шуй часто воспринимают как развлечение для домохозяек. Это мнение основано на обилии дурацких книжек и передач, предлагающих ставить жабок, обклеивать купюрами денежные деревья и так далее. Выигрывает в результате тот, кто знает, что такое настоящий Фэн Шуй и применяет в бизнесе знания китайских наук о жизни, пусть даже не афишируя это. Классический Фэн Шуй – наука о влиянии окружающего пространства, макро- и микроокружения, на человека. Зная принципы Фэн Шуй (многие из которых очень логичны), можно найти наиболее удачное, с точки зрения энергетики, место, чтобы затем максимально использовать его преимущества. В первую очередь речь идет о ландшафтных формах, во вторую – об особенностях архитектуры и планировки. Сорри, никаких уточек и лягушек 😜.
Таким образом, становится ясно, что классический Фэн Шуй, изучающий движение энергии в пространстве, не может ничего сказать о том, какое название лучше взять для компании или какой логотип нарисовать. Лучше обратиться к профессиональным дизайнерам, знающим психологию восприятия. Как «фэншуист со стажем», могу сказать, что понятие «логотип по Фэн Шуй» – в некотором смысле мистификация. Но только в некотором.
Фэн Шуй – только часть китайских наук о жизни. И знания некоторых принципов китайской метафизики действительно могут пригодиться создателям фирменного стиля.
Например, достаточно успешно можно применять соответствие типа бизнеса и его характера определенным геометрическим формам и цветам. Это соответствие определяется по У Син, циклу порождения и контроля основных элементов. Так можно добиться более точных ассоциаций, возникающих при взгляде на логотип. Если пробиться сквозь неприятие непривычных терминов и не воспринимать слишком буквально фразу «Дерево рождает Огонь», становится понятно, что эта система описывает базовое воздействие цвета и формы на восприятие.
Квадрат воспринимается как что-то стабильное и устойчивое, волна – как постоянные изменения и движение. Хвостик вверх выглядит более оптимистично, чем хвостик вниз (кстати, Фэн Шуй тут не при чем, это наблюдения из графологии). С применением цвета все тоже достаточно логично – большинство компаний, занимающихся рыбой и морепродуктами, интуитивно используют в своем фирменном стиле синие и черные цвета и волнообразные формы, ассоциирующиеся с водой. Добавление красного цвета наводит на мысль о вареных раках или о перченой сухой рыбке, а, следовательно, использование стихии огня смотрится вполне закономерно.
Также можно обратиться к так называемой «линейке Фэн Шуй», которая описывает гармоничное сочетание размеров. По сути, это выражение накопленных за множество лет наблюдений, какие размеры человеческий мозг воспринимает как гармоничные, а какие – нет. Никакой мистики.
Таким образом, кое-что из находок китайских наук о жизни при разработке логотипа действительно использовать можно. Но не стоит рассчитывать на чудо, когда «консультант» обещает вам немыслимый рост бизнеса, если вы сделаете визитки с использованием цветов, благоприятных вашему числу гуа или предлагает подобрать название для компании «по принципам Фэн Шуй». Скорее, это повод задуматься, того ли консультанта вы выбрали. И профессиональный дизайнер необходим обязательно.
Удачи!